Дрессировка собаки необходима и это факт неоспоримый . Она нужна , чтобы упростить управление собакой , чтобы точно определить социально- ролевые взаимоотношения людей и животного в семье . Отношение к дрессировке должно быть серьёзное и ответственное , потому что обучение собаки — дело нелёгкое , требующее постоянного , систематического трудолюбия , терпения , любви и уважения к животному .
Подводя итоги , следует усвоить , что результаты дрессировки можно считать успешными , если придерживаться следующих принципов формирования навыков :
Создание доминирующей мотивации , на основе которой формируется навык ( пищевой , игровой , оборонительный , агрессивный и т.д.) .
Максимальное обеднение дрессировочной обстановки на начальной стадии обучения .
Поддержание взаимного интереса между дрессировщиком и собакой . Необходимо , чтобы в процессе работы каждый достигал своего запрограммированного результата . Тогда и взаимный интерес будет очень высок .
Взаимные объяснения между хозяином и собакой возможны только при наличии контакта , особого языка жестов , слов , интонации , команды .
Чёткое определение границ формируемого навыка . Дрессировщик должен иметь ясное представление о том , что он подкрепляет , а собака , в свою очередь , должна понимать , какие её действия подкрепляются . На основе заинтересованности в работе обоих и достигается результат их деятельности .
Обязательно требование выполнения собакой команды и ни в коем случае без отменяющей команды собака не должна прекращать выполнять предыдущую команду .
Дрессировка всегда должна осуществляться под контролем технических средств ( поводок , верёвка , цепочка , ошейник ) . с их помощью можно поправить собаку в случае , если что-то пошло не так .
По мере формирования и закрепления навыков у собаки набор различных ситуаций необходимо увеличивать как можно больше .
В начале формирования навыка применяется полный режим подкрепления . Потом по мере необходимости . Но собака должна знать , что получит обязательно .
Автоматизация навыка достигается многократным повторением под контролем технических средств . Постепенно вероятность положительных воздействий за выполнение определённых команд снижается , а отрицательных увеличивается . Все действия направлены на то , чтобы команды выполнялись сразу , с первого раза . Использование в процессе обучения адекватных методов дрессировки позволяет определить желательный тип лидерства , расширить круг взаимных интересов хозяина и его собаки и улучшить взаимопонимание между ними .
На этом этапе происходят формирование программы навыка, расчленение отдельных движений на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения. Благодаря ориентировочным движениям из всей массы информации выбирается только та, которая необходима для данного действия.